 Продолжим знакомство с проявлениями условных рефлексов. Если
во время подачи команды или жеста (условного раздражителя) на собаку
подействует другой, более сильный раздражитель, то условный рефлекс
может не проявиться: новый, более сильный очаг возбуждения
распространится на центр условного рефлекса и затормозит его.
Это следует учитывать при воспитании и начальной дрессировке щенков.
Первые прогулки и занятия следует проводить в спокойных местах,
удаленных от людей, животных и транспортных средств. Сильные
раздражители будут вызывать у щенков сильные очаги возбуждения в коре
больших полушарий головного мозга и препятствовать образованию условных
рефлексов. Если же условия окружающей среды усложнять постепенно, то
сильные посторонние раздражители не станут непреодолимыми препятствиями
для выработки у щенков необходимых рефлексов и навыков: щенки к ним
постепенно привыкнут.
Сущность воспитания щенка и его начальной
дрессировки заключается не в том, чтобы научить его садиться ложиться,
стоять и т.п.; они способны это делать по своим природным задаткам, – а в
том, чтобы они выполняли подобные действия правильно и по командам
(сигналам) хозяина. От взрослых собак после дрессировки требуется
выполнение довольно сложных и продолжительных действий, к тому же четкое
(правильное) и безотказное в любых условиях окружающей среды. А от
щенков достаточно того, если они после воспитания и начальной
дрессировки станут более дисциплинированными, послушными, выполнять,
пусть даже и не совсем четко и безотказно, команды хозяина и как можно
меньше допускать нежелательных поступков. Как уже говорилось,
первые уроки дает щенкам мать. Поэтому необходимо создавать суке-матери
необходимые условия для их воспитания. Как только щенки встанут на ноги и
окрепнут, нужно по возможности выводить суку со щенками на прогулки для
ознакомления их со средой обитания . Суку, удаляющуюся со щенками,
нужно периодически подзывать к себе командой "Ко мне”. Команду следует
повторять, чтобы щенки ее запоминали. Вместе с подходящей к хозяину
сукой будут подбегать щенки. В этом простом уроке основную роль будет
играть подражание матери. Через несколько дней после повторения занятий,
щенки по команде "Ко мне” будут с матерью подбегать к хозяину. Команда
"Ко мне”, играющая важную роль в общении хозяина с собакой, станет для
щенков первой усвоенной ими командой. (от меня… То же самое можно проводить и с щенками наших собак которым приходится воспитываться в условиях квартиры. ) Во
время прогулки щенки получат от матери наглядные уроки правильного
поведения во дворе при встрече с незнакомыми предметами и людьми. Важно
только, чтобы прогулки не были очень продолжительными, не переутомляли
щенков и окружающая обстановка была спокойной. Внезапная встреча щенков с
резкими раздражителями (злобным собаками, проезжающими автомашинами и
др.) могут сильно испугать щенков. Главная задача владельца щенка –
продолжить материнское воспитание Поэтому глубоко неправы те
собаководы, которые недооценивают или, больше того, игнорируют значение
воспитания, полагая, что упущенное в щенячьем возрасте можно
компенсировать, наверстать, когда он вырастет и поступит в дрессировку. Многолетней практикой доказано, что если не заниматься правильным воспитанием щенка,
то у него неизбежно будут вырабатываться вредные навыки, привычки,
многие из которых станут навязчивыми, трудноисправимыми, а то и вовсе не
исправимыми. Так, например, некоторые щенки и выросшие из них взрослые
собаки при малейшем возбуждении начинают лаять и делают это
продолжительное время, несмотря на запрещающие команды и другие действия
хозяев. Так же себя ведут многие собаки в случае, если владелец
привязывают их и уходят в магазин, мастерскую и т.п. Довольно
распространенной привычкой собак является навязчивое стремление играть с
поводком и грызть его и прыгать на хозяина, опираясь на него передними
лапами, часто грязными. Если на это не обращать внимания в щенячьем
возрасте, то такие привычки закрепляются и приобретают характер порока
поведения, от которого страдает не только хозяин, но и окружающие люди. Следует
также учитывать, что в щенячьем возрасте, особенно по достижении
3-4-месячного возраста, организм щенков, в том числе и их центральная
нервная система, очень восприимчива к воспитывающим воздействиям со
стороны хозяина и упускать это благоприятное время неразумно. Так,
например, подавляющее большинство щенков с первых же дней занятий с ними
с большой охотой бегают за бросаемыми палочками, мячами и другими
игрушками, хватают их в пасть и тянут к себе. Все эти простейшие
начальные навыки понадобятся в период общего курса дрессировки. В то же
время многие собаки, не прошедшие в щенячьем возрасте такую
предварительную подготовку, в последствии не проявляют
заинтересованности к апортировочным предметам. То, чего
легко можно было бы добиться от щенков, позже потребует от дрессировщика
больших усилий, а то и вовсе станет недостижимым. Особенно
трудно отучить взрослую собаку не поднимать с земли, не грызть и не
заглатывать кости и другие пищевые отбросы. В основе таких поступков
лежит заложенный в собаках за предшествующую длительную историю их
предков инстинкт поиска корма, заготовки его впрок. Поэтому даже если
собака и сыта, она с удовольствием схватит и погрызет выброшенную кем-то
кость и попытается зарыть ее в землю. Сделает она так, если ее от этого
естественного для нее поступка своевременно не отучили. Такая собака не
может "понять”, почему раньше попытки хватать и грызть пищевые отбросы
сходили ей с рук, а теперь хозяин запрещает воспользоваться найденной
добычей. Естественно, она будет сопротивляться, а то и пустит в ход
зубы. В щенячьем же возрасте выработка навыка не поднимать и не грызть
пищевые отбросы достигается значительно легче и быстрее. Общим для
воспитания и дрессировки является то, что они основаны на
психофизиологических закономерностях поведения собак и направлены на
выработку у животных полезных для человека навыков, привычек и
недопущение ненужных, вредных действий. Существенное же различие между
ними заключается в следующем. При воспитании щенка
ставится задача выработать у него общие начальные полезные для человека
навыки, делающие его послушным в повседневном обращении . Таким
образом, воспитание направлено на выработку начального общего
послушания, основных элементов дисциплинированности, отнюдь не
доведенных до полного совершенства. Необходимо учитывать, что
щенок по своему развитию и поведению резко отличается от взрослой
собаки. Он еще недостаточно сформировался и окреп, его жизненный опыт
невелик. Во время прогулок и занятий щенок быстро устает, резко
реагирует на сильные внешние раздражители (посторонних людей, животных,
транспортные средства). К тому же щенки существенно отличаются друг от
друга в зависимости от возраста. Поэтому воспитание и начальную
дрессировку каждого щенка следует осуществлять строго индивидуально, с
учетом возрастных особенностей. Так, например, до 3-месячного возраста
щенков выводят на поводке со шлейкой, а с 3-4- месячного возраста их
можно выводить и на поводке с ошейником, так как дергание поводком с
ошейников щенками переносится очень болезненно. Все воздействия на
щенков, особенно до 3-4-месячного возраста, должны быть щадящими.
Механические воздействия на щенков (нажимы ладонью на участки тела,
воздействие поводком и др.) можно применять, но редко, когда без них
обойтись нельзя, и, кроме того, осторожно. Так, например, если щенок
совершает нежелательное действие (побежит за птицей и др.), нужно
отвлечь его от этого, переключая его внимание на другое занятие,
например игру. Чаще применять для выработки нужных навыков не
механические воздействия, а лакомство, игры, подражание действиям
других, обученных собак. Если щенок попытается вцепиться зубами в
гардину или штору или уже сделал это, нужно его немедленно отвлечь игрой
и лишь в случае неоднократных безуспешных попыток прибегнуть к легкому
удару по спине прутиком с одновременной запрещающей командой "Фу”. Значительные
по силе болезненные удары и даже излишне громкие запрещающие команды
могут испугать вашего маленького питомца, а при неоднократном повторении
нарушить контакт между вами и им и превратить его в трусливое животное. С
3-4-месячного возраста в качестве безусловных раздражителей при
выработке тех или иных рефлексов, навыков чаще прибегают к умеренным
механическим воздействиям на щенка (нажимы ладонью на участки тела,
легкие натяжение и рывки поводка с ошейником и др.). По выполнении
команд периодически, вначале чаще, а затем реже, но во всех случаях
немедленно произнеся поощряющее восклицание "Хорошо”, дают лакомство. Постепенно
увеличивайте продолжительность упражнений и повышайте требования к
щенку, но ни в коем случае не пытайтесь достигнуть безотказных и четких
действий, как со взрослой собакой. Не злоупотребляйте занятиями со щенком:
это приведет к переутомлению щенка, потере возможности вырабатывать и
совершенствовать нужные навыки, а при чрезмерной перегрузке щенок может
заболеть (срыв высшей нервной деятельности). При выраженной общей
усталости прекратите занятия до следующего дня. Для предупреждения
переутомления и повышения эффективности упражнений прибегайте к
регулярным, 5-7-минутным перерывам, во время которых предоставьте щенку
возможность побегать, порезвиться. Перерывы нужно делать, если щенок
начинает зевать, теряя интерес к занятиям. Старайтесь всячески
поддерживать заинтересованность щенка в упражнениях с помощью игр. Воспитание и начальная дрессировка щенков,
выработка у них необходимых навыков достигаются четырьмя основными
методами: механическим, вкусопоощрительным, контрастным и
подражательным.
Источник материала: http://clck.ru/8jgEt
|